Подготовка ребенка к школе: психологические и физиологические факторы ~
подготовка ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе: психологические и физиологические факторы

Как должна проходить подготовка ребенка к школе? Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школе: на что обратить внимание

Подготовка ребенка к школе: основные аспекты психологической и физиологической готовности.

Начало школьной жизни — ответственный момент для каждого ребенка. От того, как он справится с трудностями и приспособится к новым условиям, будет зависеть его дальнейшая школьная жизнь.
Законодательство позволяет первоклассникам иметь полных шесть или семь лет. Поэтому многие родители отдают шестилетних детей в школу, мотивируя свое решение тем, что ребенок уже умеет читать и считать. Но предметные знания, на которых в последнее время зацикливаются родители дошкольников, не является достаточным аргументом для начала учебы в школе.
Конечно, родители и воспитатели дошкольников хотят, чтобы их дети хорошо учились, нормально вписались в новый коллектив. Однако одного только желания мало, важно знать закономерности успешной адаптации к школе.

Подготовка ребенка к школе: на что стоит обратить внимание воспитателям и родителям будущих первоклассников?

Антропометрические данные

подготовка ребенка к школе
Подготовка ребенка к школе: физиологическая готовность

Отдавать ребенка в школу можно тогда, когда на момент вступления он уже достиг соответствующего физического возраста, то есть полных шести лет, из условия его психологической, физической, интеллектуальной и моральной готовности. Также важно учитывать антропометрические данные, разработанные врачами и обязательные для внимания родителей:

Наименование показателя Мальчики Девочки
возраст 6 лет возраст 7 лет возраст 6 лет возраст 7 лет
Количество постоянных зубов, шт 1-6 5-10 1-6 6-11
Рост, см 111-121 117-128 111-120 115,9-126,9
Вес, кг 19,7-24,1 20,4-28,8 19-23,6 20,3-28

Если на момент поступления в школу большинство антропометрических показателей ребенка ниже нормы, следует задуматься и посоветоваться с врачом или психологом, стоит ли ему вступать в школу в этот период (прежде всего это касается шестилетнего возраста).

Физическая зрелость

  • Особое внимание надо обратить на количество постоянных зубов (мы не берем во внимание молочные). Этот показатель иногда называют зубным возрастом, именно он является решающим при определении физической зрелости малыша. Разумеется, лучше всего, когда и вес, и рост приближены к приведенных значений или немного их превышают. Но если постоянные зубы отсутствуют (с названным количеством) на фоне других положительных показателей, со школой стоит повременить.
  • Все дети разные, но следует избегать любого риска, потому, что за этим — здоровье, которое достаточно легко нарушить и довольно сложно восстановить. За последние годы у детей возросло количество заболеваний органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, зафиксировано снижение остроты зрения. С началом обучения в ослабленном или физически незрелом ребенке эти показатели могут существенно ухудшиться.

Моральная готовность

  • Умение общаться с взрослыми и сверстниками — основа для успешной адаптации ребенка в школе.
  • Наблюдая за поведением ребенка во время игр и занятий, можно заметить, умеет ли он спокойно и уважительно задавать вопросы взрослым, согласовывать свои желания с интересами товарищей?
  • Может проявить себя и свои интересы в коллективе? Может ли он участвовать в деятельности детей, не робей и тому подобное.
  • Некоторые родители по разным причинам не желают, чтобы их ребенок посещал дошкольное учреждение, поэтому подготовка детей к школе происходит в семье, не всегда способствует его успешной школьной адаптации.
  • Поэтому важно, чтобы перед школой малыш хотя бы два года посещал детсад, где имел бы возможность влиться в социальную среду сверстников и старших детей, где сможет научиться на практике устанавливать отношения, ограничивать свои желания, соотносить свои интересы с интересами и желаниями других, а значит, осознать, что не всегда свое является важным для других. Это укрощает эгоизм.
  • В формировании нравственной готовности очень важный пример общения родителей ребенка с их родителями (бабушкой, дедушкой) и родственниками, друзьями, другими взрослыми и детьми. Дошкольный возраст — период подражание поведению взрослых. Итак, поступки наших детей — это отражение более 80% наших с вами поступков.
  • У 60% шестилетних детей нарушено речевое развитие, что затрудняет их обучение в школе. Чтобы предотвратить это, выслушивайте ребенка, не перебивайте его, давайте возможность высказываться, корректно исправляйте, привлекайте к рефлексированию собственных состояний и чувств.

Примите во внимание: Ребенка надо готовить к тому, что далеко не всегда все роли в жизни могут быть интересны или даваться исключительно за наши желания, иногда приходится делать и то, что нужно другим, хоть оно и не входит в круг наших непосредственных интересов.

Волевая готовность

Не стоит забывать о таком понятии как воля, которая формируется уже в дошкольном возрасте. О волевой готовность ребенка можно судить по форсированности у него произвольных психических процессов (восприятия, памяти, внимания).

Показатели форсированности произвольных психических процессов

  • Ребенок может длительное время рассматривать предмет
  • Ребенок запоминает отрывки, которые нужно изучить
  • Умеет самостоятельно себя обслуживать (одевается, завязывает шнурки, убирает после себя, умывается, чистит зубы, может постирать свои носки и трусики, придерживается личной гигиены)
  • Придерживается определенного темпа в своей работе
  • Придерживается доступных правил поведения
  • Умеет правильно реагировать на оценку взрослыми выполненного задания (если оценка не положительная, не обижается, не бросается вещами, не падает на пол, не убегает )
  • Ребенок умеет сам оценивать свою работу

Примите во внимание: Психофизиологические особенности шестилетних малышей не позволяют в полном объеме сформировать в них волевую готовность к школьному обучению, как у детей семи лет. Это надо учитывать, чтобы не ставить перед малышом непосильных задач.
Формирование волевой готовности дошкольника зависит от его темперамента учитывайте это, предлагая ему те или иные задачи.

Мотивационная готовность

  • Специальные исследования показывают, что ребенка притягивает в школьной жизни внешняя атрибутика — ранцы, оценки, звонки, школьная форма и т.д. – не это ли определяет их стремление ходить в школу. Их захватывает собственное обучение как серьезная, взрослая деятельность, которое дает определенный результат, который важен как для самого ребенка, так и для взрослых.
  • Исследование психологического содержания показали: внутренний мир школьника, который формируется на седьмом году жизни, является системой потребностей, связанных с учением как с новой, серьезной деятельностью, воплощает в себе новый, общественно значимый, а, следовательно, взрослый образ жизни.
  • У шестилетнего ребенка такая мотивация еще не сформирована, поэтому нужна серьезная кропотливая работа по ее формированию. Очень важно, чтобы дети получали положительную информацию о школе, а не разные страшилки или угрозы (вот пойдешь учиться, там не позабавишься).
  • Уровень мотивационной готовности ребенка можно установить с помощью беседы, в которой можно выяснить желание ребенка стать школьником и его представления о школе.

Ответы детей можно разделить на три группы:

1. Стремление пойти в школу основываются на соответствующем ее образе:

  • Необходимо учиться, чтобы потом, когда станешь взрослым, получить хорошую работу
  • Только лучший ученик, может стать Президентом
  • Чтобы быть отличником, надо быть прилежным
  • Среди этой категории ребят будут единицы шестилетних малышей, потому что их основная потребность — еще игра, а не обучение

2. Мечта стать учеником складывается из личных фантазий.
Так рассуждают большинство шести леток:

  • В школе здорово, там много мальчиков и девочек, учитель ставит им оценки
  • В школе интереснее, чем в садике: нет сон часа, после занятий можно играть во дворе сколько угодно
  • Мне в школе нравятся перемены, когда можно выходить в коридор или на улицу

3. Дети вроде и верно представляют условия выдвигаемые школой, но одновременно испытывают опасения:

  • Мне страшно, вдруг я не смогу услышать то, что произносит учитель
  • А если у меня не получится выполнить задание которое даст преподаватель?
  • Учиться тяжело, я не уверен, что хочу идти в школу

Таких ответов достаточно много в обеих группах.

Как мотивационно заинтересовать будущего школьника?

Подготовка ребенка к школе: советы

Мотивационную готовность ребенка следует формировать положительными высказываниями, что ожидает его в школе, а не на угрозах и запугивании. Повысить мотивацию ребенка к школьному обучению поможет пример родителей и близких людей (покажите свои тетради, школьные награды, знаки отличия, расскажите о положительном опыте школьного обучения). Привлекательность для сына и дочери школьного обучения можно повысить, создав портфолио достижений ребенка.
Главное — никогда не забывайте поддерживать своего ребенка в течение всей школьной жизни:

  • Попробуй еще раз
  • Ничего, не волнуйся, у тебя все получится
  • У тебя получилось лучше, чем в прошлый раз!

Возможно, ребенок не скажет вам спасибо словесно, но рано или поздно обязательно поймет, насколько важными для него были ваши слова поддержки.
Не забывайте готовность ребенка к школе зависит во многом от родителей. Следите внимательно за развитием детей, почаще отдыхайте вместе, особенно полезен совместный отдых на природе.

Видео: Подготовка к школе, подготовка детей к школе, подготовка ребенка к школе

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *