Послевузовское обучение и повышение квалификации. Создание и поддержание учебного режима студента. Управленческое решение и процесс его принятия.
Содержание
Введение
- I. Создание и поддержание учебного режима студента.
I.I. Рациональный режим труда и отдыха
I.II. Распорядок дня
I.III. Рациональное питание
I.IV. Режим сна
I.V. Искоренение вредных привычек
I.V. Оптимальная физическая нагрузка
- II. Послевузовское обучение и повышение квалификации.
II.I. Возможные формы обучения и повышение квалификации
II.II. Принципы приема и проведения обучения
II.III. Источники финансирования научных исследований
III. Управленческое решение и процесс его принятия.
III. I. Понятие управленческих решений
III. II. Процесс принятия управленческих решений
Выводы
Список использованной литературы
Введение
- Студенческие годы — один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества.
- Начиная с первых дней обучения важно правильно спланировать и организовать учебный режим студента.
- Итогом правильно спланированного учебного режима является отлично успевающий и активно участвующий в научной работе кафедр студентов. Такому обучающемуся дается возможность повышать свою квалификацию в аспирантуре.
- Что в свою очередь дает хороший перспективный карьерный рост, для обеспечения которого необходимо знать и понимать, что такое управленческое решение и процесс его принятия.
- Эти три основные составляющие, становления успешного менеджера рассмотрим в нашей работе.
-
I. Создание и поддержание учебного режима студента.
I.I. Рациональный режим труда и отдыха
Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для учебного процесса и отдыха, и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
В перенапряжение и переутомление человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная нагрузка продуктивнее и полезнее для здоровья учащихся, чем смена периодов отдыха периодами учебной нагрузки. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.
Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе обучения является чередование учебной нагрузки и отдыха. Отдых после учебной нагрузки вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе.
I.II.Распорядок дня
Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого студента должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.
Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня.
- Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха.
- Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов.
- Очень важно, чтобы студент спал и принимал пищу всегда в одно и то же время.
Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.
Говоря о распорядке дня, не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.
I.III. Рациональное питание
Следующей важной составляющей является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем.
Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей.
Наиболее полезен для обучающихся четырехразовый режим питания:
- I завтрак — 25% суточного рациона
- II завтрак — 15% суточного рациона обед— 40% суточного рациона
- ужин — 20% суточного рациона
- Самым сытным должен быть обед.
- Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч до сна.
- Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается.
- Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи.
- Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.
Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
I.IV. Режим сна
Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.
Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.
Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо:
За 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу.
- Ужинать надо не позднее чем за 2-2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи.
- Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном.
- В помещении нужно выключить свет и установить тишину.
- Желательно ложиться спать в одно и то же время — это способствует быстрому засыпанию.
Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.
I.V. Искоренение вредных привычек
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Курение, алгоголь, наркотики не только подтачивают здоровье, но и забирают силы в самом прямом смысле. Не стимулируют они и умственную деятельность. Эти вредные привычки снижают точность выполнения теста, восприятие учебного материала.
I.VI. Оптимальные физические нагрузки
Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.
Ежедневная утренняя гимнастика — обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.
Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на обучение пешком и гулять вечером после окончания занятий. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.
При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение учебного дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание.
I.VII. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов
Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов.
Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе, психоэмоциональном состоянии студентов.
Именно поэтому очень важно с первых дней обучения создать и в дальнейшем поддерживать правильный учебный режима студента.
2.Послевузовское обучение и повышение квалификации
Определенный процент выпускников, из числа отлично успевающих студентов и активно участвующих в научной работе кафедр, получают возможность повышать свою квалификацию в аспирантуре.
На кафедры в аспирантуру могут быть зачислены выпускники после сдачи конкурсных экзаменов сразу же после окончания вуза.
II.I. Возможные формы обучения и повышение квалификации
Послевузовское обучение и повышение квалификации выпускников и преподавателей осуществляется в вузе в следующих формах:
- очная и заочная аспирантура;
- докторантура;
- перевод преподавателей – кандидатов наук на должности научных
сотрудников для подготовки докторских диссертаций;
- предоставление творческих отпусков для завершения работы над
кандидатскими или докторскими диссертациями;
- соискательство;
- научная, педагогическая, творческая стажировка на предприятиях, в научно-исследовательских учреждениях, в других высших учебныхзаведениях, в том числе и за рубежом.
II.II. Принципы приема и проведения обучения
- Прием и обучение в аспирантуре и докторантуре, прикрепление соискателей осуществляется в соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических 1т1080 и научных кадров в Российской Федерации, утверждаемым Федеральным агентством по образованию.
- В вузе в установленном порядке создаются диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, а также присуждению ученой степени кандидата наук.
- Аспиранты, докторанты и соискатели вуза защищают диссертации в диссертационных советах своего вуза бесплатно.
- Подготовка аспирантов для организаций, не финансирующихся из федерального бюджета, а также защиты диссертаций в диссертационных советах вуза осуществляются на основе договоров (контрактов).
- Перевод преподавателей на должности научных сотрудников для работы
- над диссертацией и предоставление творческих отпусков осуществляются
- приказом ректора по представлению соответствующих кафедр на основании
- решения Ученого совета вуза. Творческие отпуска для завершения работы ад
- диссертацией не предоставляются лицам, обучающимся или закончившим аспирантуру.
- Высшее учебное заведение предоставляет возможность стажировки в своих учебных и научно-исследовательских подразделениях научно- педагогическим работникам других вузов, научных учреждений и организаций. Допускается повышение педагогической и научной квалификации за счет средств заинтересованных организаций и граждан по договорам.
- Профессорско-преподавательский состав и научные работники вуза повышают свою квалификацию на факультетах повышения квалификации, проходят стажировку в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях, академических институтах, производственных организациях путемподготовки и защиты диссертаций либо по утвержденным индивидуальным планам.
- Вуз разрабатывает свою организационную структуру, способную обеспечить максимальное использование интеллектуального потенциала студентов, аспирантов, докторантов, стажеров, профессорско-преподавательского, научного, инженерно-технического и вспомогательного состава работников.
- Главные научные направления, в рамках которых осуществляется научно-исследовательская и инновационная деятельность вуза, формируются в соответствии с приоритетными направлениями науки, профилем подготовки специалистов и утверждаются Ученым советом вуза.
II.III. Источники финансирования научных исследований
Научные исследования, проводимые в вузе, финансируются за счет средств:
- федерального бюджета Российской Федерации на выполнение фундаментальных и поисковых исследований по важным направлениям науки и культуры;
- отраслевых министерств, ведомств, объединений, предприятий, других организаций на договорной основе;
- фонда научно-технического и социального развития вуза;
- других законных источников.
Вуз обеспечивает публикацию результатов научных исследований через собственную издательскую базу или другие издающие организации.
III. Управленческое решение и процесс его принятия.
III. I. Понятие управленческих решений
Управленческое решение– это результат конкретной управленческой деятельности менеджера.
Управление — это процесс обдумывания решения, его принятие и организация выполнения. От своевременности, точности и целесообразности управленческих решений может зависеть жизнь, здоровье, благосостояние, как отдельных лиц, так и общества в целом. Решение должно быть направлено на достижение реально поставленных целей, только тогда можно осуществлять управление любыми объектами.
Принимаемыми плановыми, организационными и оперативными решениями определяется качество управления. Принимающий решения должен обладать компетентностью и иметь управленческий опыт, что имеет непосредственное значения для эффективности решения.
Актуальность темы заключается в том, что принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления, это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Менеджер, принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себе определенные качества: искусство анализа ситуаций, глубокие профессиональные знания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки в работе с людьми и другие.
III. II. Процесс принятия управленческих решений
Принятие управленческих решений– достаточно сложный и ответственный процесс, включающий несколько этапов, занимающий, порой, много времени и требующий создания специальных служб. Так, например, выборочные исследования показывают, что 70 — 80% времени работников аппарата управления расходуется на подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших сверху решений. Важным является и организация информационной оснащенности процесса принятия управленческих решений.
Принятие решений обычно называют процессом, во-первых, потому, что практически каждое управленческое решение определяет значительное число последующих решений. Во-вторых, вмешательство реальной жизни приводит к тому, что обычно планируется одно решение, а реализовывается — совершенно другое. И, наконец, о принятии решений принято говорить, как о процессе, вследствие его длительности, сложности и наличия целого ряда самостоятельных этапов. Его можно представить в виде следующей схемы:
1) Диагностика проблемы.
2) Формулировка ограничений и критериев принятия решений
3) Определение альтернатив
4) Оценка альтернатив
5) Выбор альтернативы
6) Реализация и контроль выполнения решений
При практическом использовании этапы необязательно проходят в приведенной очередности, возможны срывы, перескакивания, возвраты, сцепления, перекрытия и запараллеливание.
Чем сложнее принимаемое решение, тем, как правило, более многоэтапным и индивидуальным оказывается процесс его разработки и принятия.
По своей содержательности управленческие решения достаточно разнообразны. Одно и то же решение может классифицироваться по разным признакам. Тем не менее, каждое из них должно всесторонне охватывать соответствующую ему ситуацию для ее своевременного, полного и точного анализа и разрешения.
Субъекты, принимающие управленческие решения, должны ориентироваться в главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество решений, тем самым способствовать повышению эффективности управления в целом.
Выводы
Таким образом проходя поэтапно все ступени роста из молодого студента в руководящего работника главное:
- Научиться планировать свой жизненный ритм с первых студенческих дней
- При успешном окончании ВУЗА выбрать направление повышения квалификации, в соответствии в интересующим профилем
- Для эффективности процесса разработки и принятия решений, на стадии руководящей работы рекомендуется:
- люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и этого ждать от них не следует;
- нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех этапах, включая совещания и заседания;
- нельзя во всем полагаться на память, многое рекомендуется фиксировать в записной книжке или иных материальных носителях;
- необходимо осваивать и пополнять знания по теории разработки управленческих решений.
Список использованной литературы
- Кузнецова Л.А. «Разработка управленческого решения: Учеб. пособие», Челябинск; 2001.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента». М.: «Дело», 1998.
- Никольский А.А. и др. «Технология принятия управленческих решений». М.: МГАГП, 1998.
- Смирнов Э.А. «Разработка управленческих решений»: Учебник для вузов.
М.: ЮНИТИ, 2000.
- Титова Н.Л. «Разработка и принятие управленческих решений: курс лекций». М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
- Кузнецова Л.А. «Разработка управленческого решения: Учеб. пособие», Челябинск; 2001.
- Смирнов Э.А. «Разработка управленческих решений: Учебник». – М.; 2000.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», М.: «Дело», 1998.
- Титова Н.Л. «Разработка и принятие управленческих решений: курс лекций». М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 5-e изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 525 с.
- Королев В.И., Уваров В.В., Заикин А.Д. Современные технологии менеджмента: Учебник. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 640 с.